Учитель-логопед

          УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Учителя-логопеды, Нуриева Р.Р., Махнина Е.Г. рекомендуют:

  1. Делайть артикуляционную гимнастику вместе с Вашими детьми. Это нужно для нормализации правильного звукопроизношения. Постучите язычком, как дятел, покажите птенчиков в гнезде, найдите грибок и покажите его  язычком, сдувайте пушинки с одуванчиков. Выполнение этих упражнений подготовит артикуляционный аппарат к появлению новых звуков или улучшит дикцию вашего ребенка. Разучите  скороговорку и устройте соревнование, кто лучше и быстрее произнесет ее.
  2. Развивать мелкую моторику ребенка:
    — лепите из пластилина, глины, раскрашивайте, штрихуйте, обводите по контуру
    — вырезайте ножницами разные фигуры, выполняйте аппликации
    — расстегивайте – застегивайте пуговицы, застежки-молнии, шнуруйте, завязывайте  бантики.
  3. Развивать словарный запас, грамматический строй речи и связную речь детей.
    Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога — малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).    Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
  4. Развивать фонематический слух:
    — «поймай» заданный звук среди других звуков;
    — назови слово на заданный звук;
    — раздели слово на  слоги, прохлопывая его
    — назови первый (последний) звук в заданном слове, определи место заданного
    звука в слове (в начале, середине, конце);
    — повтори за взрослым «слоговые дорожки», например:  са-су-сы;  то-та-тэ-ту;
    ша-шу-ша-ши;  па-па-ба;  ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы  и т.д.
    Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, грома, града и т.д. Это развивает слуховое внимание.
  5. Читать книги, журналы;  учите стихи, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.
  6. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.  Разрешайте ребенку трогать, нюхать, пробовать на вкус, копать, поливать и т.д.  На даче, на прогулке, в поездке  перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в деятельности необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только в естественных условиях ребёнок усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.
  7. Обязательно играйте!
    Практически на любом наглядном материале, окружающем нас,  могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

Учителя — логопеды, Махнина Е.Г., Нуриева Р. Р., приглашают  на индивидуальные консультации в утренние часы времени. Проводят индивидуальные консультации через онлайн почту.

В осенний период,  в домашних условиях рекомендуем применить следующие речевые, лексико-грамматические игры и упражнения, которые доступны в любых условиях: в машине, на улице, на прогулке.

Помните, сотрудничество педагогов и родителей — залог успеха!

  1. Словесные игры для развития и обогащения активного речевого словаря

А) Дополни предложения

— Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..

— Зайчик летом, а зимой…

— Грибы растут…, а огурчики — на…

— Рыба живет в…, а медведь — в…

— Сахар сладкий, а лимон…

— Днем светло, а ночью…

Б) Закончи предложение

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу…

Я умею…

Я помогу…

Я принесу…

Я спою…

В) Догадайся и подскажи

На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.

— воронье, серое… — крыло;

— зеленый, прожорливый… — крокодил;

— хищный, ширококрылый… — орел;

— блестящее, гладкое… — зеркало.

Г) Скажи какой

— Карандаш — новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный…

— Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший…

— Цветок — душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…

— Река — быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая…

— Мама — добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая…

Развитие слуха

Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

Упражнение №1. «Назови слова» (для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1.
«Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.).

Задание №2.
«Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» (И, О, С, Л и т.д.).

Задание №3.
«Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

Упражнение №2. «Хлоп-хлоп» (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

  1. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ши т.д.), сразу хлопнешь в ладоши».

Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

  1. «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звукК, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звукГ — хлопни 2 раза».Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Упражнение №3. «Играем со словом» (обучение звуковому облику слова).

Задание №1.
«Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол» и т.д.».

Задание №2.
«Назови, какой звук первый / последний в слове «луч», «сила», «диван» и т.д.».

Задание №3.
«Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д.».

Задание №4.
«Какой звук в слове «рыбка» стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.».

Упражнение №4. «Путаница».

«Послушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растет?
Рак.
Под водою кто живет?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую «раз-два»
И приказываю вам
Всех расставить по местам».

Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?»

Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное — подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

Упражнение №5. «Придумай новое слово».

Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом — дым».
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Упражнение №6. «Кружок».

Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.

Задание: «Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово «мак». Сколько кружков надо нарисовать? Три».

Образец: МАК — 000

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове «конь» букв 4, а звука три — [к — о — н’]. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.

Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.

Упражнение №7. «Длиннее-короче».

Задание: «Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово — это не вещь. Вот, например, слово «нос». Его можно сказать, а можно написать — но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать».

Слова для сравнения: стол — столик, карандаш — карандашик, усики — усы, пес — собака, хвост — хвостик, змея — змейка, червяк — червячок.

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

Упражнение №8. «Игра в слова».

Задание №1.
«Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты» (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

Задание №2.

«Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель — метет, а гром — …, ветер — …, а снег — …, дождь — …, а солнце — …».

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: «А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?» Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

Упражнение №9. «Признак».

Задание №1.

«Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?»

железо —
бумага —
дерево —
снег —
пух —
стекло —

Задание №2.

«Назови другой предмет, такой же белый, как и снег».
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой жежелтый, как и дыня).

Задание №3.

«Сравни:
по вкусу — лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету — гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности — веревку и нитку, камень и глину;
по ширине — дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте — куст и дерево, гору и холм».

Упражнение №10. «Угадайка».

Задание: «Отгадай загадку:

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит —
Сядет и укусит.

(Комар)

Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал —
Кушайте, пожалуйста.

(Арбуз)

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это».

Упражнение №11. «Слова-приятели» (упражнение на синонимы).

Задание №1.

«Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?» (Грустный)
«Ценный — это какой? Жесткий — это какой?»

Задание №2.

«Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища»?»

Задание №3.

«Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?»

Грустный, печальный, унылый, глубокий 
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение №12. «Слова-неприятели» (упражнение на антонимы).

Задание: «Скажи наоборот:

холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.
Упражнение №13. «Один и много» (изменение слов по числам).

Задание №1.

«Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу «карандаш», а ты должен сказать «карандаши».

книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.

Задание №2.

«А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты — один».

когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.
Упражнение №14. «Уменьшение».

Задание: «Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч — это мячик, а маленький стол — …».

трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.
Упражнение №15. «Закончи слово».

Задание: «Отгадай, какое слово я хочу сказать? По…» (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

Упражнение №16. «Объясни слово».

Задание: «Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?»

нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел;
мех, алмаз, соединить, лопата;
меч, неприятность, храбрый, герой;
стихотворение, азартная игра.

Цель этого упражнения — научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.
Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Упражнение №17. «Кто? Что?» (составление предложений по разным моделям).

Задание: «Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что?

Например: Кошка лакает молоко»‘.

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Упражнение №18. «Закончи предложение».

Задание: «Попробуй угадать конец фразы».

Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри… . В саду растут цве… . У нас есть петух и … . Зимой бывает хо… .

Упражнение №19. «Добавь слова» (распространение предложений).

Задание: «Сейчас я скажу предложение. Например, «мама шьет платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?»

Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

Упражнение №20. «Составь фразу» (образование предложений из слов).

Задание №1.

«Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня,
колючий куст, лесное озеро».

Задание №2.

«Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?»

  1. Дымок, идет, трубы, из.
    2. Любит, медвежонок, мед.
    3. Стоят, вазе, цветы, в.
    4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Упражнение №21. «Пропавшие слова».

Задание: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие «.

  1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .

Упражнение №22. «Найди ошибку».

Задание №1.

«Послушай предложения и скажи, все ли в них верно».

Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.

Задание №2.

«Как нужно исправить предложение?»

Упражнение №23. «Объясни».

Задание: «Послушай фразу:

Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

Объясни, почему кошка недовольна.

Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.

Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.

Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.

Кто что рисовал? Объясни».

Упражнение №24. «Что имеется в виду?» (тренировка на понимание переносного смысла).

«Скажи, как ты понимаешь эти выражения:

железный топор — железный человек
золотая стрела — золотые руки
ядовитый укус — ядовитый взгляд
острый нож — острое слово
низкий стол — низкий поступок
черствый хлеб — черствый человек».

Упражнение №25. «Правильно или нет?».

Задание: «Как ты думаешь, можно ли так сказать?»

Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.

Спросите ребенка: «Почему предложения неточные?»

Упражнение №26. «Где начало рассказа?»

Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок
Задание: «Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди, где начало, где конец истории, и расскажи мне, о чем она».

Упражнение №27. «Рассказ по картинке».

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.

Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.

— О чем эта картинка?
— Кто главный герой?
— Что происходит?
— Какие герои нарисованы на картинке?
— Какой у них характер?
— Как можно назвать этот рассказ?

С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.

Упражнение №28. «Подбери рифму».

Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол — гол.

Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:

каша, вой, подушка, сок;
снег, кошка, кружок, миска;
речка, тучка, бочка.

Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.

Упражнение №29. «Составь предложение».

Задание: «Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например, я произношу предложение: «В лесу идет дождь. Гремит гром». Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова-мостика «и», тогда из двух получится одно. «В лесу идет дождь, и гремит гром».
Теперь попробуй сам».

Ярко светит солнце. Поют птицы.

Есть и еще возможный вариант этого упражнения: попросите ребенка закончить фразу.

Дети вышли гулять и …

По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзами «а», «но», «хотя», «зато», «если, … то».

Игра «Интервью».

Сначала познакомьте детей с новыми словами.

Интервью — беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер — тот, кто задает вопросы.
Респондент — тот, кто отвечает на вопросы.

Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон.

Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.

Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.

Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя, 3) родители интервьюируют ребенка, 4) ребенок берет интервью у родителей.

  1. Игра «Картинки-загадки».

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.

Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

  1. Игра «Определи игрушку».

Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.

Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением «он» или «она». История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.

Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

  1. Игра «Сочини предложение».Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.Примечания:
  2. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.
    2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

Примечание: родители могут использовать эту игру и для индивидуальных занятий с ребенком, соревнуясь, кому удастся придумать больше предложений. Победить, естественно, должен ребенок.

  1. Игра «Противоположность».

Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце — это часть естественной природы), «вода» (вода — это наполнитель, а чашка — это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

  1. Игра «Мостик».

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

Например, даются два слова: «гусь» и «дерево». «Переходными мостиками» могут быть следующие слова: «лететь» (гусь взлетел на дерево), «вырезать» (из дерева вырезали гуся), «спрятаться» (гусь спрятался за дерево) и т. п.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

  1. «Что означает выражение?» или «Пословицы».

Познать тайны языка, его богатство и выразительность невозможно без понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни возникли в результате наблюдения человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с реальными историческими событиями, третьи пришли из мифологии, сказок, литературных произведений.

Особенность этих выражений состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянной, как бы навсегда застывшей форме. Как правило, у них неизменный порядок слов, в них нельзя ввести новый компонент.

Фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Однако дети нередко воспринимают подобные выражения по-своему, заменяя слова синонимами. Смысл выражений при таких заменах не меняется, но теряется его так называемая внутренняя форма.
Например:

Ребенок сказал:                            Взрослые говорят:

пойти на исправку                      пойти на поправку
куда глаза видят                        куда глаза глядят
душа в подметки ушла              душа в пятки ушла
свободная птица                       вольная птица
открыть Африку                         открыть Америку
посчитать в голове                    посчитать в уме
глаз упал на книжку                   взгляд упал на что-нибудь
на свежий ум                             на свежую голову
нервы скандалят                       нервы шалят
в пятки не годится                     в подметки не годится

К забавным казусам приводит понимание фразеологизмов в буквальном смысле. Например, мальчик очень разволновался, услышав, что его кот спит без задних ног. Разбудил кота, сосчитал лапы, и, успокоенный, вернулся. Мать, заявившая, что у нее забот полный рот, получила совет выплюнуть их побыстрее. Трехлетняя Ирочка не хочет надевать новый костюм, плачет, потому что слышала, как кто-то из взрослых заметил: «Она в нем утонет».

Выполнение задания «Что означает выражение?» поможет ребенку правильно использовать фразеологизмы в собственной речи.

Пословицы:

  1. «Дело мастера боится».
    2. «Всякий мастер на свой лад».
    3. «На все руки мастер».
    4. «Портной испортит — утюг загладит».
    5. «Картошка поспела — берись за дело».
    6. «Без труда и в саду нет плода».
    7. «Каков уход, таков и плод».
    8. «Больше дела — меньше слов».
    9. «Всякий человек у дела познается».
    10. «Горе есть — горюй, дело есть — работай».
    11. «Без дисциплины жить — добру не быть».
    12. «Заработанный хлеб сладок».
    13. «У кого сноровка, тот и действует ловко».
    14. «Без начала нет конца».
    15. «Без порядка толка нет».
    16. «Без работы пряников не купишь».
    17. «Глаза боятся — руки делают».
    18. «Чтоб не ошибиться, не надо торопиться».
    19. «Без труда нет добра».
    20. «Труд — лучшее лекарство».
    21. «Терпение и труд все перетрут».
    22. «Будешь книги читать — будешь все знать».
    23. «Дом без книги, что без окон».
    24. «Хлеб питает тело, а книга питает разум».
    25. «Где ученье — там уменье».
    26. «Ученье и труд вместе живут».
    27. «Ученье — свет, а не ученье — тьма».
    28. «Почитай учителя, как родителя».
  2. Игра «Шаги. (Кто быстрее доберется до…)»

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»

Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т.д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

  1. Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

  • Игра «Два круга».

Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3-4 человека).
Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем… сладкое».

Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («…с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

  • Придумываем рассказ.

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

Например:

«На пороге сидела и жалобно мяукала… (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно… (что делала?). Кошка поймала в саду… (кого?). Шерсть у кошки… (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами… (где?). Котята играли мячиком… (как?).

  • Распространение предложений.

Взрослый говорит: «Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут… (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

  • Дополнить предложение.

Просить ребенка закончить предложения: «Дети поливают цветы на клумбах, потому что…». «На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что… » «Зимой медведь спит, потому что…» и т. д.

  • «Я был в цирке… «

Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут.

Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: «Я был в цирке и видел…» Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву «К»можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.

Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова.
Варианты: «Я был на море…», «Я был в лесу…», «Я был в театре…» и т.д.

  • Предлоги.

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги — «на», «в», «под», «над», «с» и др.

Играть можно как в рулетку — бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же — на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

  • Самодельная азбука.

Возьмите толстый альбом или офисную папку. На каждом листе нарисуйте буквы алфавита. Хотя позже на каждую букву вам понадобится больше листов. Вырезайте из старых журналов картинки, подойдут также картинки с разных коробочек — вообще любые картинки, наклейки. Вместе с ребенком наклеивайте картинки на страничку с буквой, на которую начинается слово. Под каждой картинкой делайте подпись печатными буквами.

Позже, когда ребенок освоит буквы, усложните задачу — вырезайте из журналов слова. С определенной буквой, с определенным слогом.

  • Цепочка.

Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы «с», «л», «м». Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.

Выигрывает тот, кто придумал больше слов.

  • Добавь букву.

Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают таким образом по очереди удлинять буквосочетание. Выигрывает тот, кто называет целое слово.

Другой вариант, для детей постарше. Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может «блефовать», т.е. добавлять букву, слова к которой не знает. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков наконец не потребует назвать слово.

Этот вариант сложный, часто игрок не может добавить букву к буквосочетанию из хорошо известного слова.

  • Путешествие. Семейная игра.

Один говорит: «Наш корабль отправляется в… например, в Индию. Что с собой возьмем? » Кто-нибудь спрашивает: «А на какую букву? «. «На букву «К»! «. Первый начинает и говорит: » Берем кошку!» Другой: «Кактусы!». «Кастрюли!». Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: «Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву «Р».

Другой вариант «Путешествия».

Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт).
Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: «С нами поедет жираф» и кладет карточку с буквой «Ж» на вагончик с соответствующей буквой.

Следующий говорит: «А я с собой возьму телевизор» и кладет карточку с буквой «Т» на вагончик с буквой «Т».

И так далее, пока не закончатся буквы, или слова. Называть нужно только существительные. Заодно объясним ребенку, что такое имя существительное — Это слово, про которое можно сказать «ЧТО это?» или «КТО это?»

  • Кто с какими буквами дружит.

Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы — слон, у папы — крокодил, у ребенка — ёжик. Мама говорит: » Мой слон дружит с буквой «Х», потому, что у него есть хобот». Папа говорит: «А мой крокодил дружит с буквой «Р», потому, что живет в реке.» Ребенок говорит: «Мой ёжик дружит с буквой «И», потому, что у него иголки.

  • Давай придумывать (с 3лет).

Развиваем абстрактное мышление, речь.

Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы — зеркало, карандаш, яйцо, яблоко.

ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы.

Например:

карандаш, удочка, иголка, нож — по форме похожи на палочку;
ваза, стакан, наперсток — полый цилиндр.

Игра проводится примерно так — дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает:» У кого предмет похож на такой карандаш?» Ребенок, у которого палочка, отвечает: «У меня!» и получает карточку с изображением карандаша.

Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.

Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.

  • Продолжи ряд.

Чтобы строить предложения в соответствии с нормами родного языка, у ребенка нет необходимости изобретать суффиксы и приставки, учить правила грамматики, — он усваивает их в процессе общения.
Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова по аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические закономерности. Изменяя слова по образцу, по аналогии, ребенок открывает как языковые правила, так и исключения из них.

Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но солонка, масленка.

Еще выдающийся немецкий ученый Вильгельм фон Гумбольдт — основатель языкознания — писал: «Осваивая язык, каждый ребенок смутно опирается на аналогии, что заметнее у творчески развитых детей. Важно только найти дух этих аналогий, а это при любом обучении языку есть критический пункт, с которого начинается настоящее владение языком и настоящее наслаждение им».

Умение использовать аналогии послужит вашему ребенку опорой и при изучении иностранных языков.

Задания для упражнения «продолжи ряд» родители и воспитатели без труда могут придумать сами. Приведем примеры заданий:

Люди — человек, дети — …
Сын — дочь, внук — …, племянник — …
Упряжка лошадей — конная, упряжка собак — …, упряжка оленей — …
Тундра — олень, джунгли — …, пустыня — …
Шпалы — деревянные, рельсы — …
Пассажир вошел в вагон, пассажир едет в …, пассажир выходит из …, пассажир стоит рядом с …
Катер — катерок, лодка — …, корабль — …, пароход — …
Летчик — самолет, вертолетчик — …, космонавт — …
Сахар — в сахарнице, масло — в…, хлеб — в …, соль — в …
Ложка — ложки — много ложек, вилка — … — много …, нож — … —
много …

  • Снежный ком.Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы.Варианты игры:
  • «Собираемся в дорогу»Ведущий: «Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан …».
    Ребенок: «Я собираюсь в путешествие и кладу в чемоданмыло».
    Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.
    По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например: «Готовим завтрак, обед, полдник, ужин»

Ведущий: » Мы готовим завтрак, давай составим меню».
Ребенок: «Обычно на завтрак я ембутерброд».
Следующий игрок: «А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю …». Следующий» «Я не люблю, ни бутерброд, ни…, я предпочитаю …» и т. д.

  1. «Накрываем на стол»

Ведущий: «Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу».
Ребенок: «Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток».
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д.

  1. «Собираемся на прогулку»

Ведущий: «Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги».
Ребенок: «Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко».
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

  1. «Ждем гостей»

Ведущий: «К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы».
Ребенок: «К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы, показывать фокусы».
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

  • История с продолжением.

Предложите детям сложить историю. Первый игрок произносит первое предложение, второй повторяет то, что сказал первый, и добавляет свое предложение и т. д.

  • Какие бывают слова.

Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова».

Есть сладкое слово — конфета.
Есть быстрое слово — ракета.
Есть кислое слово — лимон.
Есть слово с окошком — вагон.
Есть слово колючее — ежик.
Есть слово промокшее — дождик.
Есть слово упрямое — цель.
Есть слово зеленое — ель.
Есть книжное слово — страница.
Есть слово лесное — синица.
Есть слово пушистое — снег.
Есть слово веселое — смех.

Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.

  • «Похожие слова» — синонимы.

Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов.

Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу.

Взрослый: «Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный…).
Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный…)».
Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый..)
Взрослый: «Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?» (Удирает, мгится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).

  • Многозначные слова.

Взрослый: «Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук — овощное растение,лук — оружие.

Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).
Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий.

Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.

Б. Заходер
(из песенок Винни-Пуха)

Иду вперед
(Тирлим-бом-бом),
И снег идет
(Тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем-
Совсем не по дороге!
Но только вот
(Тирлим-бом-бом),
Скажите, от-
(Тирлим-бом-бом),
Скажите, от-
Чего так зябнут ноги?

Есть у булавки головка.
(В. Лунин)

Есть у булавки головка, но без волос, увы!
Есть у чайника носик, однако нет головы.
Есть ушко у иголки, но не слышит оно,
Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно.
Есть у дороги ямки, но нет подбородка и щек,
Есть у горы подножье, да что-то не видно ног.
Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук,
Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг.
Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка,
По полю, ног не имея, лениво бежит река.
Есть у расчески зубы, но есть не может она,
За месяцем месяц проходит, а не за луной луна.
Есть рукава у потока, хоть поток не одет,
Папку носят под мышкой, а под кошкою — нет.

Носы.
(А. Усачев)

Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника, Только очень маленький.
Необычный зверь — Носуха,
У Носухи нос до уха.
А огромный Носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки — пятачком.
Но и свинка и матрос
Вытирать должны свой нос!

Кто что несет.
(М. Яснов)

Семен портфель несет в руке,
Павлуша — двойку в дневнике.
Сережа сел на пароход —
Морскую вахту он несет.
Андрюша ходит в силачах —
Рюкзак несет он на плечах.
Задиру Мишу Петр побил —
Несет потери Михаил.
Степан не закрывает рот:
Он чепуху весь день несет!

Часы.
(В. Орлов)

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.

  • Наоборот (антонимы).

Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением.
Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например:

сахар сладкий, а перец …,
дорога широкая, а тропинка …,
пластилин мягкий, а камень …,
чай горячий, а мороженое …,
кисель густой, а морс …,
лист наждака шершавый, а лист бумаги …
Заяц бежит быстро, а черепаха ползет …
Днем светло, а ночью…

Другой вариант:

Кашу варят густую и …(жидкую). Звери бывают смелые и …(трусливые). Морковь можно естьсырой и …(вареной). Яблоки могут быть мелкими и …(крупными).

Прочитайте ребенку стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра».

А вот прощальная игра…
Нам книгу
Закрывать пора;
Мы все надеемся,
Что с ней
Ты стал
Немножечко умней,

Узнал ты много
Слов смешных
И много
Всяких всячин,
И, если ты
Запомнил их,
Не зря
Твой день потрачен!

И нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
«Наоборот».
Скажу я слово
ВЫСОКО,
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты:…!
Скажу тебе я слово
ТРУС,
Ответишь ты:
ХРАБРЕЦ.
Теперь
НАЧАЛО
Я скажу, —
Ну, отвечай:
…!

  • Игра в рифмы — подскажи слово.

Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети лучше начинают понимать поэтическую речь.

Взрослый предлагает: «Я прочту тебе стихотворение, но некоторые слова специально не буду говорить, а ты постарайся мне их подсказать». Взрослый читает стихотворение и одно слово в строчке не договаривает. Ребенок подсказывает рифму. В случае затруднений слова в строчке договаривает взрослый. Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно правильно договаривать слова.

Очень страшная история.
(Даниил Хармс)

Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: — Вот напасть,
Хочет он на нас .. напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в … пасть.

Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало .. ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою… булку.

 

Шишки-мышки
(А. Кондратьев)

Жили-были на сосне две серьезных шишки.
Жили-были под сосной две веселых мышки.
И кричали мышки:
— Эй, спускайтесь шишки!
Вы же знаете о нас только понаслышке.

Отвечали шишки:
— Глупенькие мышки,
Чем же плохо нам висеть
Здесь на нашей вышке.

Лучше мы вас пригласим:
Залезайте, повисим.

А вот какую игру в рифмы предлагает поэт Вадим Левин. Она называется: «Допиши две строчки».

Ведущий придумывает две первые строчки стихотворения, а остальные участники игры его заканчивают, например:

В зоопарке бегемот
Проглотил ежа и вот

Варианты концовок:

— У него болит живот.
Плачет бедный бегемот.

 Поднял он ужасный крик —
К острой пище не привык.

— Целый день касторку пьет
И ревет…как бегемот.

— Бегемот вовсю хохочет:
Еж нутро ему щекочет!

Предложите свою концовку.
Попробуйте дописать эти двустишья:

Вдоль реки бежал Аким
Был Аким совсем сухим.

Концовка автора:
Побежал он поперек —
Весь до ниточки промок.

(Олег Григорьев)

Стоит собака у столба
И вытирает пот со лба.

Концовка автора:
А на столбе соседский кот
Себе со лба стирает пот.

(Рената Муха)

 

 

 

 

 

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>